Краткая история театра. Рим

great site 181031 00Как и многое в своей ранней истории, истоки драмы восприняли римляне у своих соседей этрусков. По словам историка Тита Ливия, в 364 году до нашей эры жители Рима пережили вспышку эпидемии. Чтобы умилостивить богов, решили они кроме всего прочего устроить и сценические игры – «дело новое для воинственного народа, так как до этого зрелища ограничивались только конскими бегами». Актеры были приглашены как раз из Этурии. Вскоре их песнопения и игру на флейтах подхватила римская молодежь, добавившая к пляскам диалоги и нескладную жестикуляцию – так появились сатуры (буквально «смесь») – драматические сценки бытового и комического характера, где важную роль играло музыкальное сопровождение.

http://careermastery.net.au/?pero=Tastylia-Online-Without-Prescription���� Ещё одной формой представлений были ателанны (по названию города в Кампании) – комические сценки, которые римляне переняли у осков с юга Италии. Сыновья римских граждан увлеклись этими играми и стали разыгрывать их в дни праздников. Обычно их героями были четыре персонажа-маски: Макк – дурак, обжора и ловелас; Буккон – толстощёкий обжора с огромным ртом, болтун и хвастун; Папп – богатый старик, скупой и глупый и Доссен, – злой горбун, который выступал своеобразным сельским философом.

http://amazingmarbella.com/?menstryaciy=rencontres-i-biennale-arts-sciences&ba6=94 Однако появление театра в Риме связано всё же с греческой традицией. Подобно пантеону и классической литературе, он пришёл на Аппенинский полуостров из Аттики. Считается, что важным толчком к этому послужили Пунические войны (серия конфликтов между Римом и Карфагеном за обладанием западно-средиземноморским регионом, продолжавшаяся с перерывами в 264-146 годах до нашей эры). В результате них в руках Рима оказались территории Сицилии, Сардинии и других островов, где во множестве размещались греческие колонии.

http://feelgoodbiochem.com/?milforw=ou-rencontrer-du-monde-a-rouen&ed3=96 Историки отправной точкой обычно называю 240 год до нашей эры – по случаю празднования окончания Первой Пунической войны было решено устроить драматическую постановку. Организовать представление было поручено Ливию Андронику, пленному греку из Тарента, бывшему рабом одного из сенаторов. Он поставил на играх трагедию и, вполне возможно, комедию, переработанную с греческого образца (скорее это просто был литературный перевод с древнегреческого на латынь). Примерно в одно время с Ливием Андроником стал писать и Гней Невий. Известны 5 или 6 трагедий и порядка трёх десятков комедий его авторства, в которых он нередко перерабатывал и дополнял произведения греков. При этом он часто слагал из двух или даже нескольких греческих пьес одну римскую. В своих комедиях он часто насмехался над пороками сильных мира сего, так что жизнь свою драматург закончил в изгнании, тем не менее, до позднейших времён он оставался любимым писателем многих образованных людей, чему немало способствовала чистота и выразительность его языка. Продолжателем дела Невия стал Тит Макций Плавт, чьё среднее имя, между прочим, происходит от одной из масок народной комедии. Поэтому неудивительно, что язык его произведений был сродни народному; шутки зачастую непристойные, а действие полно обескураживающих выходок.

rencontre 38460 181031 04

find more info Репетиция трагедии. Мозаика в «доме трагического поэта» в Помпеях.

http://ramblingroseboutique.com/?prertwe=dating-a-farmer-during-planting&1da=14 Вместе с изменением сюжетов греческих драм и трагедий римляне несколько изменили и облик греческого театра. Имя Витрувия в первую очередь ассоциируется с работами Леонардо да Винчи, однако, имя этого римского архитектора и механика очень плотно связано с театром, точнее его проектированием. Именной этой теме посвящены некоторые части его трактата «Десять книг об архитектуре» (лат. De architectura libri decem). В его основу автор положил принципы «прочность, польза, красота», а также идею эргономического пропорционирования. За основную фигуру римского театра Витрувий принимает четыре равносторонних треугольника с вершинами на равных расстояниях одна от другой. Нижние края места для зрителей, были всегда параллельны сцене, в противоположность театру греческому, и шли по линии, проведённой через углы вписанных фигур, ближайшие к горизонтальному диаметру круга, отчего крайние клинья получались меньше остальных. Верхняя дуга основного круга образовала нижнюю границу мест для зрителей. Это пространство делилось тоже концентрическими проходами (praecinctiones) на два или на три яруса, которые в свою очередь делились на клинья (cunei) лестницами по радиусам. Размеры пространства для зрителей увеличивались тем, что боковые входы в орхестру (место для хора и музыкантов) были крытые и тоже назначались для них. Сцена (pulpitum), наоборот, расширена, предназначалась она не только для актёров, но и для всех художников. По Витрувию, она значительно ниже греческой сцены – максимальную высоту римской сцены он определяет в 5 футов, греческой — в 10—12 футов.

rencontres arles 2014 181031 02

resource Уделял внимание архитектор и акустике:

http://www.paperiandco.com/mikidis/6170 «…Круговые проходы, очевидно, следует делать соответственно с высотой театра и так, чтобы высота их была не больше ширины этих проходов. Ибо, если они будут выше, они будут своей верхней частью отражать и отбрасывать голос и не дадут окончаниям слов с полной отчетливостью доходить до ушей тех, которые сидят на местах, находящихся над круговыми проходами. Короче говоря, надо рассчитывать так, чтобы линия, проведенная от самого нижнего до самого верхнего сиденья, касалась всех вершин и углов ступеней, — тогда голос не встретит препятствий».

181031 01

Уже при жизни Витрувия на смену Римской Республики пришла Империя. Император Октавиан Август стремился восстановить на сцене трагедию, чтобы она влияла на умы молодёжи. В этом начинании Августа поддержал поэт Гораций. Он изложил свои взгляды на трагедию и гражданские задачи искусства в стихотворном труде «Наука поэзии». Однако с ростом могущества империи театр стал развиваться в сторону зрелищности и пышности действа, во многом пренебрегая драматургией. Привычные театры во многих уголках страны стали заменятся зданиями нового типа – амфитеатры (самым большим считался амфитеатр Флавиев, Колизей, в котором могло одновременно разместится до 50 тысяч зрителей), которые обычно становились площадками для эпических представлений вроде навмахий, которые имитировали морские сражения, гладиаторских боёв, а затем и травли животными преступников, в том числе и христиан.  

181031 03

Ульпиано Фернандес-Чека-и-Саис (1860-1916). Навмахия (1984)

#искусствообъединяет #artnight #ночьискусств #ChitaArt