В МВЦ прошла лекция «Буддийское искусство»

IMG 2666О божествах буддийского пантеона, воплощённых в скульптуре и живописных произведениях «тан-ка», рассказала 19 марта 2019 года студентам ЗабИЖТ научный сотрудник Музейно-выставочного центра Забайкальского края Марина Вагина на лекции «Буддийское искусство».

Лекция была очень содержательной и увлекательной, порой перенося сознание в древнейшие времена, когда только зарождался буддизм. Начался рассказ с повествования о будде Шакьямуни, жившего в VI веке до н.э. Получив при рождении имя Сиддхаттха Готама, он позже стал именоваться Буддой. К сожалению, ни один из присутствующих студентов не смог ответить, что значит слово «будда». Но этот пробел в их знаниях был восполнен. Исторические и более известные и занимательные мифологические биографии будд и других божеств вызвали неподдельный интерес молодых людей.

До сих пор не известно, сколько божеств составляют буддийский пантеон. Индусы говорят, что их столько, сколько песчинок в Ганге, т.е. бесчисленное множество. И каждое отличается положением рук, тела, атрибутами. Только по ним можно определить, какой будда представлен. Марина Вагина на скульптурах и живописных изображениях разных божеств показала особенности некоторых из них. Также она рассказала о значении божеств, в каких случаях к ним обращаются.

IMG 2672Интересно было услышать студентам и о создании буддийской скульптуры. Каждая уникальная потому, что изготавливается в технике замещённого или утраченного воска. Сначала из глины и древесного угля монахи делают болванку, затем её покрывают воском и ещё одним слоем глины, оставляя место для воронки. Фигурку из глины разогревают, чтобы воск внутри растаял и освободил место для расплавленного металла. В горячую форму заливают сплав золота с медью, принимавший форму первичного изделия. Внешнюю оболочку из глины разбивают. Появившуюся металлическую фигуру полируют мелким песком, гладкими камешками и другими материалами до получения золотого блеска.

В заключении лекции студенты узнали о значении Колеса сансары, кому принадлежит идея его создания и откуда появились такие не совсем понятные для европейского человека сюжеты, изображённые на нём.

После теоретической части ребят ждала экскурсия по тематической выставке, где они в реальности увидели культовые предметы и иконы «тан-ка».