Тайнопись Дали. Теперь и в Чите

 
Имя художника Сальвадора Дали давно ассоциируется с загадками, мистификациями, эпатажем. Ещё при жизни он был признан гением, его работы стремились приобрести коллекционеры и музеи, с ним сотрудничали ведущие киностудии. Его обширное наследие до сих пор вызывает споры и интерес учёных.
 
Среди произведений мастера есть как знаменитые на весь мир полотна, так и рисунки, о существовании которых знают лишь малочисленные специалисты. Часть графического наследия художника собрана Арт-центром в Перинных рядах (Петербург) и представлена в виде выставочного проекта «Сальвадор Дали. Тайнопись». Эта передвижная выставка уже побывала во многих городах России, теперь же читинцы имеют возможность познакомиться с ней, придя в Музейно-выставочный центр Забайкальского края.
 
В экспозиции демонстрируются пять серий графических работ (литографии и ксилографии) великого испанца: «Кармен», «Приключения Алисы в Стране Чудес», «Далинианские лошади», «Треуголка» и «Трилогия любви».
 
Рассматривая их, зритель словно погружается в мир фантазий, снов и грёз на перечисленные темы. Он увидит зажигательные испанские танцы, знойный день в Севилье, совершит путешествия вместе с героями книг Льюиса Кэрролла и Пьедро Антонио де Аларкона. В экспрессивных и загадочных лошадиных образах посетитель угадает знаковые события мировой истории, а также заметит указания на личностей, её творивших. Таковы литографии «Троянский конь», «Христианский рыцарь», «Буцефал», «Конь весны», «Скаковая лошадь». Особого внимания заслуживает триптих «Трилогия любви». Он посвящён возлюбленной художника – Елене Дмитриевне Дьяконовой, вошедшей в историю под именем Галы Дали. В основе данной серии – мотивы карт Таро, к символизму которых Сальвадор Дали неоднократно обращался в своём творчестве. Композиции, составившие триптих, были созданы мастером в возрасте 72 лет, в 1976 году. В них он постарался выразить неугасимую любовь к своей музе.
 
Разглядывая эти творения, многие люди размышляют о вечности, мимолётности славы, тайнах подсознания. Впрочем, пытаясь понять Дали, мы зачастую пробуем понять себя.
 
Алексей Мясников
«Читинское обозрение»
№32 (1568) // 07.08.2019г.