Чита получила музей

 

Зональная выставка художников в советскую эпоху — это большое, статусное, плановое мероприятие, которое позволяло выявить лучших из лучших в регионе, тех, кому выпадет честь выставить свои работы уже на всесоюзном уровне и прославиться по всей стране. Зональные выставки покрывали огромные территории, включавшие десятки областей. И в зоне «Дальний Восток» такие выставки проводились во всех городах, кроме Читы — у нас для этого попросту не было помещения.

Сейчас уже вряд ли удастся выяснить, кому принадлежала инициатива создания в Чите большого специализированного выставочного помещения, но есть факт — в конце 70-х годов в Министерстве культуры СССР дали добро на проведение зональной выставки в столице Читинской области и всё закрутилось. В подготовку включился Обком партии Читинской области, Союз художников РСФСР. В рекордные сроки на месте пустыря по улице Чкалова выросло здание в форме восьмиконечной звезды по специальному проекту архитектора РФ Кулеша. В здании появились сразу три экспозиционных зала. Это потом станет понятно, что Читинскому музею не хватает небольшого, камерного зала для выставок поскромнее, а тогда новый музей вызывал всеобщий восторг. К тому же здание под выставку решили построить вблизи к краеведческому музею, соединив их общим проходом. Сегодня это назвали бы не иначе, как каким-нибудь культурно-выставочным кластером. Но это был 1980 год, запомнившийся читинцам событием небывалого масштаба.

К 5 октября 1980 года в Читу съехались лучшие художники из Якутска, Хабаровска, Улан-Удэ, Владивостока, Уссурийска, стянулись чиновники от культуры, в том числе и из Москвы. Чита впервые в своей истории испытала настоящий наплыв культурной богемы, попав тем самым на орбиту настоящей, бурной жизни советского сообщества живописцев. А спрос на культурные события в Чите был колоссальным. Экспозиция выставки включала в себя монументальное и прикладное искусство, живопись, графику, скульптуру – все актуальные направления художественного творчества. За один раз экспонировались 1,7 тысячи произведений 530 авторов. На какое-то время новый музей стал центром всей Читы. Это притом что во время выставки здание ещё было немного недостроено, и в нём не было знаменитого, созданного Николаем Вдовиным витража, украшающего музей и по сей день.

С датировкой основания музея позже возникнет некоторая путаница. Связана она в первую очередь с тем, что здание и музей родились не одновременно. Да и не могло новое здание мгновенно стать Областным художественным музеем. Для получения такого серьёзного статуса одного желания мало, и потребовались месяцы интенсивной работы, чтобы получить право на вывеску под грифом Министерства культуры СССР.

Художник Роман Цымбало говорит, что в становлении музея значительную роль сыграли не только везение, но и вполне реальные факторы. Например, большую помощь оказал бывший тогда в Чите брат председателя Союза художников РСФСР Сергея Ткачёва. А с 1982 по 1987 год музей возглавляла жена начальника УМВД по Читинской области Владимира Скубко, и это тоже косвенно помогало в работе. В частности, благодаря его усилиям в музей были переданы иконы из Свято-Никольской церкви села Доно Калганского района, изъятые у похитителей при попытке продажи этих икон в Москве.

Базой для фондов стали работы, которые передали Чите участники выставки «Советский Дальний Восток». А когда учреждение получило официальный статус, началась кропотливая работа по собиранию редких работ знаменитых художников. Например, Читинский художественный музей – единственное место, где хранится полная коллекция произведений Артура Фонвизина и Аллы Беляковой. Среди 5 тысяч единиц хранения есть собрания «Живопись художников Сибири и Дальнего Востока XX века», «Искусство забайкальских художников», «Русская гравюра XVII—XX веков», «Советская графика. XX век», «Косторезное искусство северных народов», «Тувинское камнерезное искусство», «Ювелирное искусство Урала», «Национальное искусство Бурятии XIX—XX вв.», «Русская народная игрушка». И это далеко не всё, что музей может показать своим посетителям.

Новый музей дал Чите не только выставочные площади. Он стал местом встреч художников друг с другом, с ценителями творчества, с коллегами из других городов. В тяжёлые 90-е годы он не только выстоял, но и сумел получить международное признание. Во Франции международной ассоциацией «Партнёрство ради прогресса» музею была присуждена «Золотая пальма-96».

Вот так всего одна выставка изменила наш город.

Источник: chita.ru